Radio Times
Декабрь 1984
г.
Со времени выхода Драгоценности в короне Чарльзу Дэнсу было
не избежать ролей романтического героя.
Возможность сыграть военного в состоящем из трех частей
шпионского триллера, поставленного по книге Гэвина Лайалла, стало позитивным
изменением, сказал он Веронике Грукок.
Я впервые увидела Чарльза Дэнса в переполненном фойе отеля
Валдорф в Лондоне, где недавно возобновили традицию файф-о-клоков с танцами.
Этот отель, как некий символ старых добрых времен показался нам лучшим местом
для встречи с актером, который в этом году приковывал внимание зрителей дважды
в неделю как романтический герой сержант Гай Перрон в фильме Драгоценность в
короне.
Увы, запись интервью и звучание музыкального ансамбля были
плохо совместимы, и нам пришлось согласиться на соседнее помещение, менее
экзотичное, без музыки, а только лишь с аккомпанементом из звяканья чашек и
гула голосов.
Нам принесли чай и стакан свеже выжатого апельсинного сока
для Дэнса.
«Нет, кексов не нужно, спасибо».
У него был плотный деловой обед.
Выглядел он удивительно привлекательно. Дэнс обладает
непринужденными манерами и светским обаянием, что в сочетании с некоторой
бесстрастностью (отголоски Гая Перрона?) пленяет чрезвычайно.
Восемь месяцев спустя после Драгоценности в короне он уже
появился в триллере Секретная служба по книге Гэвина Лойла, где он играет
майора SAS Максима,
приписанного к службе безопасности Даунинг стрит, 10.
«На передовой», - пробормотал мрачно Дэнс, вспоминая ужас
последних событий в Брайтоне. (Имеется в виду взрыв, устроенный ирландскими
террористами, можно об этом прочитать здесь
http://elib.ru/Encycl/History/Sensation/sens17.html)
Этот проект заинтересовал его по нескольким причинам. Он
современный, а не кусок истории («Я застрял в конце 30-х – начале 40-х годов на
какое-то время»). Он хорошо написан и ему (Дэнсу) нравится режиссер. И еще –
Максим не романтический герой. (Дэнс борется с типажами).
«Одной из его обязанностей является быть кем-то вроде
телохранителя физика-ядерщика, который приезжает читать лекцию. Его не
используют в бюрократической системе Уайт-холла. Люди, обученные в SAS известны как «серые люди»
(наверное, можно сказать «тени» - примеч. marina), потому что они не выглядят как охранники, не гоняют на
бешеной скорости на машинах, не лупят людей по головам при малейшем
подозрительном жесте: они спокойно занимаются своим делом. Но его присутствие
задевает интересы Ми5 (британская служба безопасности), им не слишком нравится
чужак в их среде… Больше я не могу рассказать, не раскрыв сюжета. Там много
напряженных моментов, погонь и тому подобного, но нет чрезмерного насилия» -
подчеркивает Дэнс.
Гэвин Лойал очень доволен, что его книга выйдет на
телеэкраны. Ирония заключается в том, что в 70-е годы ему предложили написать
сценарий триллера для ТВ и даже приступили к работе над персонажами, но проект
канул в Лету и ему не заплатили ни копейки.
«В результате у меня в голове роились персонажи, а я не
знал, что с ними делать. И, в конце концов, написал книгу. Так что круг
сомкнулся», - сказал Лойал.
Гарри Максим отличается от предыдущих «независимых» типов
героев: «Он человек, который предан идее». И он (Лойал) считает, что Дэнс
идеально подходит для этой роли. Как-то вечером, смотря Драгоценность в короне,
он сказал своей жене (Катерине Уайтхорн): «Этот человек будет играть Максима».
Несколькими днями позже он предложил кандидатуру Дэнса, позвонив режиссеру
Аластеру Риду.
Рид ответил: «Я послал ему сценарий три дня назад!».
«Секретная служба» знаменует собой относительно новое
направление для Дэнса, чей предыдущий опыт работы в жанре триллера состоял из
«кашля и плевка» в бондиане и Профессионалах.
Его последняя роль на телевидении – армейский офицер в цикле
Play for today в пьесе Женщина в
дождливый день в прошлом апреле.
Полагаю, что Гай Перрон должен быть исключительным примером,
которому трудно подражать в силу его великолепия.
«Практически в любой работе, если только это не работа,
которую вы ненавидите, у вас происходит ломка. «Драгоценность» потребовала двух
лет на ее создание, и мы все на нее очень хорошо подсели. Это была
замечательная роль, я ею наслаждался».
Что касается Индии, где он провел четыре месяца на съемках,
то он ее полюбил.
«Многие ее ненавидят. Это культурный шок, стресс для
желудка. Она приводит твои чувства в неустойчивое состояние».
С точки зрения максимально допустимого «Драгоценность» стала
поворотным пунктом как в профессиональном (ему был предложен такоq объем
работы, который он мог сделать только вылезая из кожи вон), так и в личном
плане: «От моей личной жизни ничего не осталось».
Он понимает, что это неизбежная цена внезапной популярности:
«Все мы, и актеры и другие люди по сути эгоисты. И мы хотим тешить наше эго. Я
не поверю тому, кто скажет, что ему бы не польстило какое-то количество
внимания к его персоне. Конечно, бывают случаи, когда подобного внимания
хочется избежать. Люди могут вести себя слишком вольно и даже агрессивно,
потому что им кажется, что они со мной знакомы. В определенной степени это так,
но они забывают, что я с ними не знаком!».
У Дэнса без сомнения весьма выразительная внешность: очень
высокий, худой, элегантно красив, с нежными чертами лицами (когда он улыбается,
что происходит довольно часто) и смеющимися глазами. Но пока его никто не
узнает, никто не глазеет, никто не просит автограф.
Он с легкой настороженностью относится к жадным до
знаменитостей СМИ. Разговоры о красотках
и рассуждения о том, что он женский любимец не приветствуются. Упомяните
хоть что-то из этого и вы увидите, как он спрячется в свою раковину.
Из-за того, что он должен был утверждать себя как актер так
долго (почти 15 лет), он, похоже, думает, что все почести не хотят повернуться
в его сторону.
«В этом деле вы проходите через хорошие и плохие периоды,
что на данный момент особенно хорошо. У меня нет иллюзий, что будущий год может
быть плохим».
У него был короткий период без работы, и он ненавидел его,
был ужасно расстроен и болтался без дела.
«Не думаю, что у меня есть место для новых книжных полок».
Он немного музицирует: «Я играю на гитаре, немного на пианино,
и мне это очень нравится».
В начале своей карьеры он работал костюмером и рабочим
сцены, а в промежутках оставался без дела: «Никогда не работал официантом или
барменом…» «потому что тогда теряешь ощущение временности, привыкаешь к
регулярной зарплате, а это довольно опасно. Это грозит тем, что перестаешь быть
немного голодным».
Его образование довольно необычно. Во время учебы на графического
дизайнера он участвовал в драмкружке колледжа. Он также знал пожилую пару
актеров в Девоне, которые натаскивали двух его друзей. И он занимался с ними
около двух лет, что стоило ему по 2 пинты пива за урок. Из этого получился
результат проверки на актерскую живучесть – еженедельные репетиции – 16 недель
герой-любовник и характерные роли в Колвин Бей. (Тут трудно сказать, что именно
имеется в виду, потому что Колвин Бей – это город. – примеч. marina). Все сводилось до старания не
забыть строя хористок на сцене (???), отказ от firuniture (это
слово я искала до потери пульса, но так и не обнаружила ни в одном из словарей)
и требованию своей получки в конце недели. Дальше – больше: заумные заучивания наизусть в Чичестере и в
Королевской шекспировской компании, о которых Дэнс вспоминает: «У вас есть
такая роскошь как шесть, семь, а иногда и двенадцать репетиционных недель.
Выучишь все так, что текст от зудов отскакивал».
Он надеется вернуться к классике, «особенно к Шекспиру,
потому что никто не может с ним
сравниться…».
Есть много ролей, которые он хочет сыграть. Кое-что,
Кориолан, к примеру, он уже сыграл. А кое-что, к примеру, Гамлет, еще ждет
своей очереди.
Его жена Джо, суровый критик, первый читатель и сортировщик
сценариев. Он читает медленно, не может в полной мере оценить сюжет пьесы или
фильма, пока не начнет над ним работать: «…до тех пор я прислушиваюсь к неким
вибрациям, которые он (сценарий или пьеса) воздают».
В дополнение к телероли Максима в Секретной службе, он
только что закончил сниматься в фильме по известной пьесе Дэвида Харе
Беспокойное сердце (сценарий для кинофильма написал сам Харе), в котором он
играет мужа Мэрил Стрип (персонаж со всеми комплексами дипломата, обучавшегося
в частной школе).
О Стрип он говорит с энтузиазмом: «Было потрясающе работать
с очень талантливой леди».
Большая часть съемок проходила в Лондоне и плюс еще неделя в
Тунисе и неделя в Брюсселе.
«Чем в большем количестве фильмов я снимаюсь, тем больше я
люблю сам съемочный процесс: весь ритуал, совместные корректировки. Это
увлекательная обстановка. Режиссер Беспокойного сердца любит делать много
дублей, а я раньше редко имел такую роскошь. У меня с Мэрил Стрип была сцена
диалога на 2,5 страницы, и мы сделали 27 дублей. У меня было такое чувство
после этого, что я в замкнутом круге».
Он старается быть дисциплинированным, на сколько это
возможно. Он редко пьет, не любит смотреть телевизор и ложится спать очень
рано: в половине десятого вечера для того, чтобы к половине шестого утра быть
свежим к началу съемок.
Одно из его увлечений – это бросание курить.
«Дурацкая привычка, но я начал в 13 лет, когда пел в
церковном хоре. Мы дымили позади ризницы. И теперь покончить с этим очень
трудно. Я стараюсь не дымить, потому что профессия требует больших затрат сил.
Мы работает с нашими эмоциями, менталитетом, телосложением. В отличие от
художника, который работает кистью и красками, или музыканта, у которого есть
инструмент и музыка. Вот это (и он прикладывает руку к сердцу) все, что у нас
есть».
Дэнс считает, что актерская игра – это принятие рисков и
противоречий. Это никогда не может быть просто работой. Это образ жизни и ваша
слава результат эгоизма, потому что вы думаете о победе.
«Ты там на линии огня. Либо у тебя успех, либо ты в заднице,
когда людям это не нравится. А ты страдаешь».
Его главное убежище – его дом в Северном Лондоне и его семья
(у него двое детей: Оливер и Ребекка). Круг его общения состоит в основном из
коллег-актеров.
«Мы все с крепкими комплексами и склонны держаться вместе. Кругооборот
людей в течение года невероятный. Кто-то движется среди непрерывного ряда
«семей».
Он говорит, что он типичные Весы: «Я могу колебаться от
самой высокой до самой низкой точки».
Но вы никогда не застанете его сидящим и ожидающим
телефонного звонка – это не его стиль.
«Я никогда не сижу и
не жду. Я всегда нахожу себе дело. Есть миллионы книг в этом мире. Я часто
бегаю и играю в теннис… пара фунтов прочь. Я надеюсь, что телефон зазвонит или
принесут сценарий – и это непременно случается, когда ты уже думаешь, что этого
никогда не случиться или когда ваш
кредитный лимит исчерпан». (Имеется в виду лимит банковского счета).
Перевод marina
|