1985 год
Чарльз Дэнс еще не успел оправиться от внезапно свалившегося на него успеха. После телефильма Драгоценность в короне Дэнс завален предложениями – и по профессии и от сраженных женщин. В настоящее время он снимается с Мерил Стрип. С ним встретился Майк Бугрейв.
Типичный английский великан проснулся знаменитым после киноэпопеи Драгоценность в короне. Потрясение от этого еще не стерлось в первый день съемок фильма Беспокойное сердце по пьесе Дэвида Харе.
Вечером Дэнс приехал в дом с террасой в Северном Лондоне, где он живет с семьей – женой Джоанной и детьми Оливером и Ребеккой. По словам непосредственной и остроумной миссис Дэнс: «Он вылез из большой черной машины с букетом цветов в одной руке и бутылкой виски в другой, и выглядел каким-то потерянным. Он действительно был ошеломлен».
Цветы и виски преподнес режиссер Беспокойного сердца Фред Шипси («с большой признательностью», - добавил Дэнс). И вот они вдвоем в лимузине кинокомпании утверждали новый звездный статус Дэнса.
Со времени Ричарда Тодда, Энтони Стила и Дирка Богарта Британия была богата мужчинами-кинозвездами. Сейчас Джереми Айронс утвердился как Дирк Богарт нынешнего поколения, страстный и чувственный (или наоборот), дальше следует Чарльз Дэнс, скорее Тодд Стил или молодой Ричард Бертон. Он не только завоевал сердца британских женщин в качестве Гая Перрона в Драгоценности в короне, но также привлек внимание Мерил Стрип, которая смотрела несколько серий фильма в Нью-Йорке и заявила, что удовлетворена увиденным. Дэнс стал ее партнером в Беспокойном сердце, и лимузины, цветы и интервью следуют одно за другим.
К небольшому смущению обоих Дэнс отнесся с мягкой иронией, которая была свойственная характеру Гая Перрона. «Когда я начинал работать в Беспокойном сердце, то был очень взволнован, но не больше», - говорит он три недели спустя после начала съемок. – «Это гораздо более высокая категория, чем та, в которой я работал раньше. Я работаю с такими людьми как Мерил и Фред, которые уже довольно давно принадлежат к этой категории. До этого я снимался только в одном фильме для большого экрана – в фильме о Бонде, который я ненавидел. И есть большая разница между появлением в успешных телесериалах и появлением в кинематографе с мировыми продажами и огромными деньгами на кону. Я вхожу в эту картину, играя одну из главных ролей, что дает мне больше привеллегий и больше уверенности. Моя актерская работа осталась такой же, но уже невозможно сделать что-то не учитывая, что происходит вокруг. Глаза и уши нужно держать нараспашку и смотреть, как другие играют в эту игру. Они тоже наблюдают за моим поведением. Автомобиль, который каждый день возит меня, стал с моим именем, всеобщая любезность… И можешь ли ты все это принять, а не сидеть и смотреть". Дэнс усмехается и встает, протягивая руку трехлетней Ребекке, которая кружит по внутреннему садику. В нем чувствуется надежность. Чувствующаяся в нем надежность и физическая крепость сочетаются в нем с внешностью младшего офицера (в действительности его брат избрал карьеру морского офицера). (Что уж тут хотел сказать автор, я как-то не очень разобралась. – примеч. marina).
Он и Джоанна родом из Плимута, и, если бы Дэнс не был актером, то его легко можно было бы представить живущим провинциальной жизнью, состоящей из вечеринок и собраний в яхт-клубе. Однажды Дэнс организовал вечеринку в яхт-клубе, когда был общественным секретарем Плимутской художественной школы.
Будущие мистер и миссис Дэнс познакомились в Плимуте за 18 месяцев до того как Дэнс уехал в Лесистер изучать графический дизайн, а Джоанна отправилась в Винчестер учиться живописи и скульптуре.
Справедливо будет отметить, что это миссис Дэнс положила глаз на мистера Дэнса, а не наоборот. Предвосхищая свое будущее обаяние, Чарли уже подростком слыл местным сердцеедом, который зависал в таком злачном местечке как кофе-бар Эль Сомбреро. «Я была на три года моложе и все еще училась в школе,» - вспоминает Джоанна Дэнс. – «И у меня были по субботам занятия по искусству с младшими классами. Мои друзья говорили: «Сними свой берет и пошли в Эль Сомбреро». А нам туда ходить было запрещено. И еще: «Ты видела Чарли Дэнса? Видела, как он одевается?». Он был большой модник. Носил твидовый в елочку костюм очень популярный среди нашего поколения».
Несмотря на свою связь с Эль Сомбреро, у Чарльза была установка на очень респектабельную карьеру в графическом дизайне. Психологическое заикание (он не мог понять, откуда оно взялось) удерживало его вдали от любительского актерства в течение нескольких лет. И когда оно исчезло так же внезапно, как и появилось, он бросился в драматический колледж. «Чем больше времени я проводил за чтением пьес, тем меньше времени уделял чертежной доске. В то время я ненавидел запах жевательной резинки, жаргон, разговоры о шрифтах. Не то, что бы я ни на что не годился, мне просто было не интересно".
На защите его диплома экзаменатор спросил его, кем он хочет быть и он ответил, что актером. «Краем глаза я заметил, что мой зав. кафедрой бочком пробирается к своему кабинету, закрывая лицо рукой и тихо постанывая».
Это так типично для многих актеров. Но то, что произошло в дальнейшем более чем странно. Вместо того, чтобы отправиться в драмшколу, он нашел две местные девонские персона Леонарда Бенетта и Мартина Буркхарта, которые обучали актерскому мастерству так, если бы они жили в 19 веке, а не в 20-м. «Я позвонил по телефону и сказал: «Пожалуйста, сэр, я хочу стать актером». И голос на другом конце провода прогремел: «О, Боже! Вы знаете заведение Роял Оак (Королевский дуб)? Приходите туда в следующую среду ровно в 7 вечера. Не опаздывайте». Я и пришел. Там был огромный человек в потрепанном костюме с парой паршивых собачонок у его ног и пинтовой кружкой в руке. Я сразу же понял, что это Леонард, хотя никогда его не встречал. «Купи мне еще выпить, мальчик!» - «Что?» - «Открой свой проклятый рот!». И я открыл, комплексуя, как и положено подростку, а завсегдатаи вокруг шептались: «Ах, да, Леонард завел себе еще одного молодого человека». Он заглянул мне в рот и сказал: «У тебя зажата гортань. С этим надо что-то делать».
Беннет принял Дэнса, потребовав с него 2 пинты легкого пива за урок, а уроки он проводил в старой печатне позади паба. «Когда ему приспичивало, он имел обыкновение выходит на улицу, и я слышал, как он мочился на противоположную стену, обитую оцинкованным железом, и его пьяный голос: «Начинай все с начала, мальчик!». Беннет был актером, известный тем, что был представлен молодым Питером Финчем Лоуренсу Оливье. А его друг Букхард был театральным деятелем, который работал с Берлинер Ансамбль. В их доме жили пять коз, две собаки, кот и полки с шекспировскими текстами. И этот дом стал для Дэнса преддверием новой жизни.
После 18 месяцев обучения, Беннет взял Дэнса в Лондон и устроил его работать костюмером в Вест-энде. Джоанна закончила учебу и тоже туда приехала.
Еженедельное заучиванием наизусть в Coiwyn Bay было следующим шагом. Значительной ступенью, приближающей его к поставленной цели, было пребывание в таких прославленных труппах как Чичестер, Robin Phillip в Гринвиче и Королевский шекспировский театр (в котором он сыграл Кориолана в гастрольном туре).
Но Драгоценность в короне изменила для него не просто актерский статус, но и реальность. «Невозможно затратить столько сил, сколько мы положили в Индии, без того, чтобы не одержать победу. И без того, чтобы не измениться. Нечто подобное очень велико и полно противоречий. Я пытался вести дневник, но писанина – это не для меня. К тому же не было возможности показать реальную картину. Твои чувства в постоянном разброде. Только ты найдешь, о чем написать, как на следующий же день ты видишь совершенно другое, противоположенное тому, что ты написал и к какому выводу пришел. Мне помог опыт, надеюсь, что помог. Я не совсем понимаю, как именно, но это произошло».
После выхода Драгоценности на Гранада ТВ поклонники завалили Дэнса письмами. («Женщины писали нечто шедевральное», - подает голос Джоанна). Посыпались похожие сценарии. Он отвечал сам на каждое письмо и отказался от большинства сценариев. Тем не менее, он получил совет от своего агента в Лос-Анджелесе: «Чарльз, ты входишь в новую сферу, где нет никаких правил».
Возможно, это и правда, но ему вполне везет, что есть возможность открыть что-то новое у себя на родине.
Беспокойное сердце – это киноверсия известной пьесы Дэвида Харе. Его снимают в Лондоне, вдали от голливудской суматохи и это имеет значение для работы Дэнса с Королевским шекспировским театром и обязательствами перед британским телевидением.
Он играет Брока, терпеливого мужа-дипломата непредсказуемой и неудовлетворенной Сьюзен (Мерил Стрип). Говорит Дэнс: «У Брока за плечами подготовительная и средняя школа, возможно, университет, а также дипломатическая служба . Такие персонажи часто пишутся, чтобы изобразить плоский тип англичанина, специально, чтобы посмеяться. Но совсем не так Харе написал Брока, и не так я его играю».
Мать Дэнса умерла недавно, но одна прожила достаточно долгую жизнь, чтобы увидеть успех своего сына в той работе, которую она считала «пленительной для людей, далеких от шоу-бизнеса».
У самого Дэнса не было таких иллюзий, но он, похоже, счастлив обойтись и без них. «Будучи актером, ты должен быть эгоистом», - говорит он. – «Но ты должен быть объективным к самому себе. Если я говорю о Чарльзе Дэнсе, то я говорю о том, кем я управляю, кого, как правило, пытаюсь подколоть, а также о том, кто должен произвести впечатление и кого нужно использовать для показа чужой пьесы или сценария».
Кроме того, он знает, что если это все завтра развалится, то он сможет достичь успеха на другом поприще. «Как-то раз я был декоратором Бертона (что это или кто это, я не знаю, -примеч. marina). На самом деле меня оттолкнуло от этого занятия то, что пришел региональный менеджер и сказал: «Чарльз, думаю, что вы созданы для этого».
Перевод marina
|