1989 год
Имея славу и карьеру в кино, Чарльз Дэнс по-прежнему выходит
на театральные подмостки.
Измученный проблемами Королевский шекспировский театр
поставил нового «Кориолана» в Барбиконе, показ которого начнется со следующего
вторника.
Принимая во внимание, что эта история о безмерной гордости,
предшествовавшей краху, непременно найдутся те, кто увидит в шекспировской
истории скверную метафору на существующие трудности театра, которые вынуждают
их уехать их города на всю предстоящую зиму. Но есть шанс, что Чарльз Дэнс
соберет в театре аншлаг перед закрытием сезона в Лондоне.
Сорокатрехлетняя звезда театра и кино возвращается в роли,
которую он играл в Стратфорде десять лет назад, когда заменял Алана Ховарда, в
роли одного из последних благородных римлян. Пару спектаклей он также сыграл и
в Париже во время турне.
С тех пор для Дэнса много чего произошло. Не последнее место
занимают фильмы «Драгоценность в короне» и «Беспокойное сердце» (в котором он
играл вместе с Мэрил Стрип), а также недавний телефильм «Призрак Оперы», за
который он получил гонорар в 1 миллион долларов, что и дало ему возможность
вернуться на сравнительно небольшой оклад в шекспировском театре.
Как и Джереми Айронс, Дэнс принадлежит к брайтшедовскому поколению золотой актерской
молодежи, которые получили известность на телевидении в начале 80-х. Но были
тогда более осторожными, чем некоторые и избежали голливудских соблазнов, чтобы
не потерять свою основу – классический театр, который только и мог
гарантировать такую продолжительную карьеру как у Гилгвуда, которую как
признался Дэнс, он и хочет иметь.
Нельзя сказать, что Дэнс непременно хочет доказать, что он
самый великий Кориолан среди актеров его поколения. Хотя его интерпретация с
изуродованным шрамами лицом был весьма впечатляюща на первом показе прошлой
осенью в Стратфорде, и впечатление еще более возросло во время зимнего сезона в
Ньюкасле. Но его готовность взяться за сценическую роль на самом деле за счет телевизионного
Призрака, наводит на мысль о здравом отношении к регулярным нападкам на
шекспировскую крутизну. И это вместо того, чтобы спокойно устроиться в жизни за
счет очередного голливудского сериальчика.
Как до него Алан Ховард и Лоуренс Оливье, которые уже 30 лет
назад установили стратфордский стандарт исполнения Кориолана, по которому будут
судить и всех остальных современных исполнителях, он падает назад в парапета
высотой в фут и умирает, болтаясь на веревке, зацепившись за нее ногой.
Дэнс тот редкий случай по-настоящему рискового актера, чья игра может блеснуть настоящей
электрической вспышкой подлинной театральной звезды.
«Кориолан – это вершина. Оливье играл его 30 лет назад в Стратфорте и это пример на все времена», - говорит он.
Сын инженера-строителя, который умер, когда ему было всего 4
года и матери, которая работала в Lyons’ Corner House,
и которая умерла от сердечного приступа на станции Виктория в день, когда ее
мальчик получил свою первую главную роль в «Беспокойном сердце», Дэнс вырос на
окраине Дартмура. Он был нервным ребенком и страдал от заикания и дислексии. Он
окончил школу в 16 лет и нашел работу оформителя витрин и помощника
водопроводчика, пока не встретил в пабе в Плимуте пару отставных актеров,
которые взялись подготовить его к театральной деятельности.
Свою работу в театре Дэнс начал как костюмер спектакля
«Скрипач на крыше», но уже в 1972 году он дебютировал как актер в Колвин Бей, а
вот затем пришлось ждать 15 лет, чтобы проснуться знаменитым после выхода
«Драгоценности в короне».
Он женат на художнице уже 20 лет, в встретились они, когда
были еще подростками в Плимуте. Они живут с двумя детьми и стараются оградить
свою частную жизнь.
«Я считаю, что журналисты не должны влезать в твою жизнь:
актеры все показывают в своей игре», - говорит он.
Некоторая часть его недавней карьеры пришлась на бондиану,
сначала в фильме «Шпион, который меня любил», а затем в роли создателя Бонда Йена Флеминга в недавно
вышедшей телебиографии. Но он даже не пробовался на роль агента 007, которую
исполнил его современник Тимоти Далтон. И до сих пор сохраняет «почтительную»
дистанцию от положения такого рода мега-звезды, несмотря на такие голливудские
хиты как «Белое зло» и «Остров Паскали».
Его сотрудничество с Шекспировским театром ограничивается
этим сезоном, после чего он намерен вернуться в кино и на телевидение, если
только успеет угнаться за растущей платой на обучение и сможет выплатить
ипотеку за ферму.
«Я бы хотел взяться за роль Яго в «Отелло» и я подумываю о
Гамлете. Шекспир никогда не дается легко. Ты должен готовиться к нему как
спортсмен к Олимпиаде».
Похоже, что Дэнс скорее бегун на длинные дистанции, чем
спринтер и не в последнюю очередь потому, что он слывет вечным аутсайдером. С
самого начала он оставался в стороне от контрактов постоянного игрока
какой-либо компании, предпочитая участвовать в чем-либо одном и держать
дистанцию. И эта как раз та дистанция, которая делает таким правдоподобным его
Кориолана, тоже великого аутсайдера.
Перевод marina
|