«Остров Паскали» - многоплановое, глубокое, блестяще поставленное и великолепно сыгранное произведение, безусловный шедевр европейского кино. Оно психологично и философично, одновременно являясь захватывающим и крайне напряженным.
Как правило, жанр фильмов, повествующих об удачных/не удачных аферах умных мошенников, определяется как «триллер, комедия, криминал» с частым добавлением метки «мелодрама». Фильм Джеймса Дирдена - драма, ибо сама афера Энтони Боулза является здесь лишь стержнем динамики сюжета. Фильм же о внутренней драме «маленького человека» Бэзила Паскали – осведомителя на тайной службе последнего владыки Оттоманской империи Абдул Хамида II. Действие происходит в замкнутом пространстве оккупированного турками маленького греческого острова, омываемого лазурными водами Эгейского моря, что создает особую атмосферу контраста между безмятежной, почти райской красотой природы и безжалостным миром человеческих страстей и социальных проблем. События разворачиваются на фоне борьбы греческого населения против турецкого господства в начале ХХ века, но именно на фоне, так как повстанцы, поставки оружия и вооруженное противостояние сторон присутствуют в фильме почти латентно. Однако точно вкрапленные в визуальный ряд штрихи – закованные в кандалы и куда-то конвоируемые греки, маячащая в бухте загадочная яхта американца, марширующие турецкие солдаты – создают эффект тревожной напряженности.
Кто такой Бэзил Паскали? Его мать была европейкой неопределенных «артистических» занятий, отец неизвестен. Религиозная принадлежность также не ясна, как и этническая, однако он очевидно «турецкоподданный». Итак, главный герой, двадцать лет служивший верой и правдой «великому делу», накануне краха империи приходит к открытию полной бессмысленности своей деятельности и, как следствие, всей своей жизни: «За двадцать лет я не получил ни одного ответа, никакой благодарности…». Трудно понять и еще труднее принять столь горькую истину. А как можно отнестись к человеку, четко и безжалостно озвучившему ваши смутные подозрения, чьи слова отсекают истершиеся иллюзии, как скальпель хирурга – пораженную гангреной конечность? «Ваши рапорты, друг мой, не только не читали, но и, что еще более печально, не хранили». Безусловно, его можно возненавидеть. Но в запутанном клубке взаимоотношений классического треугольника – местного «переводчика-полиглота» Паскали, британского археолога-авантюриста Боулза и австрийской аристократки Лидии – все намного сложнее: сведенные вместе судьбой на взрывоопасном перекрестке культур и политических эпох, они умны, образованны и… подвержены страстям.
Как любой прибывающий на остров иностранец, Энтони Боулз становится объектом пристального внимания Паскали; загадочные действия англичанина вскоре начинают вызывать беспокойство властей и представителя немецкой военно-промышленной компании. Преданный «владыке мира», но не испытывающий особого почтения к местному паше, Бэзил Паскали не без тайного восхищения наблюдает, как Боулз, играя на жадности, самодовольстве и невежестве правителя острова, проворачивает блестящую аферу с арендой земли в целях «археологических исследований», и, конечно, не слишком довольный размером жалования, тайный агент Константинополя надеется не упустить своего шанса.
Но, увы, расчетливый и, на первый взгляд, холодный, как арктические льды, англичанин оказывается человеком страстным. И страсть его не к деньгам, которые он мог бы вполне изящно выудить из кармана паши, и даже не к женщине – упавшая в объятия Боулза без особых усилий с его стороны Лидия только эпизод в жизни искателя приключений. Его истинная страсть – это риск. Небезопасные денежные махинации с представителями турецких властей «на местах» для Боулза, очевидно, не в новинку и уже не слишком горячат кровь. Другое дело случайное открытие огромной исторической и художественной ценности – прекрасно разбирающийся в античном искусстве англичанин решается на тайный вывоз с острова обнаруженной им бронзовой статуи. А это уже риск смертельный.
Чувства Паскали к Боулзу весьма противоречивы. Изворотливый ум, железное самообладание, широкая образованность англичанина импонируют ему, но тайный агент не верит в честность афериста по отношению к союзникам (в чем позже ему придется горько раскаяться). А, кроме того, прекрасно осведомленный об интимной связи Боулза с Лидией Паскали безумно ревнует. Он долгие годы был «другом и самым добрым критиком» художницы-любительницы Лидии фон Нойман, однако она никогда не воспринимала его как поклонника.
Развязка целиком зависит от выбора Паскали: пойти с англичанином до конца и получить крупную сумму, которая позволит осведомителю покинуть остров в преддверии неминуемо грядущего восстания греков, или «сдать» Боулза трясущемуся от жажды наживы паше. В чем состоит его долг и существует ли этот долг в принципе?
Мучительная внутренняя борьба ставит образ Паскали в один ряд с героями Джойса, Камю и Сартра.
Режиссура и сценарий Джеймса Дирдена заслуживают самых превосходных эпитетов и вызывают искреннее восхищение. В фильме нет ни единого «лишнего» кадра, никаких «провисаний» сюжета; каждый жест, каждая деталь продуманы до мелочей – вплоть до особенностей рукопожатия в той или иной ситуации или пятна красной краски на белом платье Лидии. Фильм смотрится на одном дыхании, завораживает рассыпанными тут и там почти незаметными знаковыми намеками, полностью погружает зрителя в атмосферу времени и места, держит в напряжении от первого до последнего кадра.
Актерские работы исполнителей главных ролей, как говорится, выше всяческих похвал. Создается впечатление, что актеры не играли, а прожили жизни своих персонажей, разделяя их стремления, надежды, сомнения и страсти.
И Бен Кингсли и Чарльз Дэнс играют как бы двойные роли, поскольку их персонажи не те, кем кажутся окружающим и, возможно, даже самим себе.
Роль Энтони Боулза – археолога-мошенника с манерами герцога – одна из лучших ролей Чарльза Дэнса 80-х годов, по признанию английской критики создавшего на экране эталонный образ «истинного британца» (в том числе в таких фильмах, как «Беспокойное сердце» и «Белое зло»). Дэнс изумительно правдоподобно воплотил типаж хладнокровного, слегка высокомерного, добропорядочного англичанина, – внешнюю маску авантюриста Боулза, – и раскрыл «другое лицо» своего героя – умного, насмешливого афериста, страстного и восторженного поклонника античного искусства, и, как это ни покажется странным, человека, строго придерживающегося определенных принципов в вопросах чести, долга и дружбы.
Кингсли великолепен как в образе немного надоедливого, услужливого, малозначительного человечка, мельтешащего под ногами представителей местных властей и иностранцев, так и в роли умного, подозрительного, прозорливого профессионала тайной службы. Третья, глубоко личностная грань характера Паскали выражена актером с потрясающей пронзительностью и достоверностью.
Финал фильма поразителен: ожидаем и неожидан одновременно. Если бы Бэзил не совершил ошибки, все могло бы закончиться иначе…
«Остров Паскали» – подлинная драма человеческой души, один из тех редких фильмов, которые смело можно назвать Кино с большой буквы.
Автор рецензии Тали
Данный материал является собственностью нашего сайта . При перепечатке или использовании части текста ссылка на сайт http://charlesdance.ucoz.ru/ обязательна.
|